Самые лучшие танки СССР времен Второй мировой войны
СССР вступил во Вторую Мировую Войну в июне 1941 года после нападения фашистской Германии. Именно с этой даты и будем рассматривать танки СССР, которые принимали участие в боях и оказали влияние на ход войны.
Стоит лишь отметить, что на начало войны страна обладала примерно 23 тыс. танков, а к 1945 г. их численность выросла до 75 тыс.
Предыстория
История советского танкостроения берет начало в 1930 г., когда руководство страны решает начать вооружение армии танками. Своего производства только что сформированный Советский Союз не имел, поэтому было принято решение о закупке иностранной техники. Выбор был сделан в пользу британского танка «Виккерс», который и стал точкой отсчета для советского танкостроения. На базе этого танка конструкторы разработали Т-26, который стал самым массовым танком СССР в довоенное время. Этот танк был основной боевой единицей Красной Армии во время вторжения в Финляндию и Польшу.
На заметку! На самом деле Т-26 не обладал какими-то выдающимися характеристиками, но простая конструкция и сносное бронирование позволяли эффективно использовать его против пехоты противника, которая ничего не могла противопоставить 15 мм броне без противотанковых средств. Только артиллерия могла причинить вред экипажу, но у финнов и поляков с вооружением были серьезные проблемы.
Однако к концу 1930 гг. стало очевидно, что танк морально устарел. Необходимо было дальнейшее развитие бронетехники, чтобы соответствовать мировым стандартам. В итоге на базе танка была разработана линейка БТ, вершиной которой стал БТ-7 («быстроходный танк»). Данный экземпляр обладал слабым бронированием, но высокой для тех времен мобильностью (максимальная скорость – 88 км/ч). Танк хорошо зарекомендовал себя во время конфликта на Халхин-Голе как мощная наступательная сила. История танка закончилась после нападения Германии, так как немецкие танки Pz-IV были лучше во всем. Тем не менее, именно БТ-7 стал промежуточным звеном на пути к легендарному танку Т-34.
Т-34-76
Средний танк вооруженных сил Красной Армии. Выпускался с 1940 г. и был основным танком РККА до 1944 г. Разработан танковыми конструкторами Харьковского завода.
Технические характеристики:
- экипаж: 4 человека;
- мощность двигателя: 450-500 л. с.;
- боевая масса: 26-28 т;
- максимальная скорость (по асфальту): 55 км/ч;
- дальность хода: 300 км;
- длина: 5,92 м;
- ширина: 3,0 м;
- высота: 2,45 м;
- основное вооружение: 76,2 мм;
- толщина брони: 15-45 мм;
- всего построено за время войны: 34 тыс.
Боевое применение
Танк стал настоящим кошмаром для вторгшихся немецких сил. Т-34 обладал лучшей броней с рациональными углами наклона, чем его немецкий аналог Pz.IV. К тому же он был заметно лучше в динамике и маневренности, а также в проходимости по слабым грунтам благодаря широким гусеницам. Т-34 на 1941 г. превосходил абсолютно любую технику вермахта практически по всем параметрам. Именно это вынудило Гитлера сделать заказ на более мощные танки, что в дальнейшем привело к созданию танков «Тигр» и «Пантера».
Во многом именно наличие Т-34 позволило РККА остановить массированное наступление германских частей на СССР, так как танковые части оказывали яростное сопротивление, что сорвало план «Блицкриг». После появления на полях сражений «Тигров» и «Пантер» роль Т-34 изменилась. Если до этого экипаж мог спокойно вступать в бой с танками серии Pz. IV даже будучи в меньшинстве за счет более мощного вооружения и бронирования, то с танками нового поколения приходилось сложнее.
И здесь сказалось еще одно положительное качество танка – простая конструкция. Т-34 был простым в производстве и эксплуатации. Его можно было починить едва ли не посреди поля, а запасных частей было в избытке. В свою очередь, немецкая техника была чрезвычайно дорогая и сложная, а о ремонте в полевых условиях вообще речи не шло (только на заводе-производителе).
На заметку! Удачное конструкторское решение было отмечено руководством СССР и был сделан заказ на танк с более мощным вооружением и бронированием на базе Т-34. Так появился на свет Т-34-85.
Т-34-85
Производство началось в 1943 г. Основной танк РККА с 1944 г.
Технические характеристики:
- экипаж: 5 человек;
- мощность двигателя: 500-520 л. с. (373 кВт);
- боевая масса: 32-33,5 т;
- максимальная скорость (по асфальту): 55 км/ч;
- запас хода: 360 км;
- длина 8,15 м;
- ширина: 3,0 м;
- высота 2,6 м;
- основное вооружение: 85 мм;
- толщина брони: 20-90 мм;
- всего построено за годы войны: более 35 тыс.
Боевое применение
Новая модификация Т-34 была призвана на равных бороться с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». Для этого была разработана новая башня, в которую устанавливалась 85 мм орудие. Улучшенное шасси с широкими гусеницами позволяло перемещаться по любым грунтам, включая раскисшую грязь и мокрый снег. Немецкая техника в таких условиях была бессильна. Были случаи перемещение танков по болотам (Припятская операция). Все это создавало больше возможностей для использования танка. Быстрый, мобильный, в меру бронированный с пробивным орудием Т-34-85 стал новой проблемой для немецких войск. Танк штамповали тысячами и отправляли на фронт прямиком с завода.
Важно! Германия в свою очередь не могла производить в достаточном количестве сложные и дорогие «Тигры» и «Пантеры», компенсируя это более высокими показателями эффективности. Но на каждый условный «Тигр» приходилось по 5-6 танков Т-34-85. Это куда более рациональное расходование ресурсов, что в итоге и привело к поражению Германии. Танки Т-34-85 стали доминировать на полях сражений. Они использовались в разных странах вплоть до 1980-х годов. Без преувеличения самый узнаваемый танк в мире.
САУ СУ-85
Танк относится к классу истребителей танков. Производство начато в 1943 г.
Технические характеристики:
- экипаж: 4 человека;
- мощность двигателя: 500-520 л. с. (373 кВт);
- боевая масса: 29 т;
- максимальная скорость (по асфальту): 47 км/ч;
- запас хода: 400 км;
- длина: 8,15 м;
- ширина:3,0 м;
- высота: 2,45 м;
- основное вооружение: 85 мм;
- толщина брони: 20-45 мм;
- построено за годы войны: 2650.
Боевое применение
Основной задачей для СУ-85 было уничтожение танков противника. Самоходка построена на базе шасси Т-34-85. Необходимость в такой технике возникла после появления у вермахта хорошо себя зарекомендовавших самоходок Stug и Hetzer, которые не имели башни и при этом обладали отличными боевыми характеристиками. Советская СУ-85 была на порядок лучше своих конкурентов, хотя в открытом боя с ними практически не сталкивалась. Основными целями для самоходки были танки Pz.IV, «Пантера» и «Тигр».
На заметку! Тактика СУ-85 заключалась в организации засад и ведении огня с дистанции, так как отсутствие башни не позволяло вести круговой огонь. В некоторых случая САУ могли помогать пехоте для уничтожения укрепленных позиций противника. После того как было налажено производство Т-34-85, самоходка морально устарела и была снята с вооружения.
КВ-1
Тяжелый танк РККА. Название получил в честь маршала СССР Клима Ворошилова. Выпускался с 1939 по 1943 гг.
Технические характеристики:
- экипаж: 5 человек;
- мощность двигателя: 600 л. с. (447 кВт);
- боевая масса: от 43 до 52 т;
- максимальная скорость: 35 км/ч;
- запас хода: 335 км;
- длина: 6,68 м;
- ширина: 3,32 м;
- высота: 2,71 м;
- основное вооружение: 76,2 мм;
- толщина брони: 25-130 мм;
- построено за годы войны: 2800 единиц.
Боевое применение
С самого начала показал себя с плохой стороны. У танка регулярно ломались коробка передач и сцепление, что создавало массу проблем в боевых условиях. К тому же большая масса не позволяла переправляться через слабые мосты, что ограничивало мобильность техники. Это компенсировалось надежной броней и хорошим вооружением в виде 76,2 мм пушки. На 1941 г. в мире не было танков с таким мощным бронированием. Именно на танке КВ-1 совершил свой подвиг Зиновий Колобанов, когда в одиночку остановил наступление немецких войск, среди которых было 22 танка (все уничтожены). Броня КВ-1 отбила 114 бронебойных снарядов.
После этого события появилась масса легенд про непробиваемый КВ-1, хотя на самом деле танк крайне неэффективный. Низкая мобильность и неудачная конструкция не позволяли даже исправить имеющиеся недостатки, а модификации в виде КВ-2 и КВ-85 оказались также провальными. В итоге производство танков данной модели было прекращено в 1943 г.
ИС-2
Основной танк Красной Армии в 1944-1945 гг. Разработан на базе ИС-1. Назван в честь Иосифа Сталина.
Технические характеристики:
- экипаж: 4 человека;
- мощность двигателя: 600 л. с. (447,6 кВт);
- боевая масса: 46,0 т;
- максимальная скорость хода: 37 км/ч;
- запас хода: 240 км;
- длина: 9,9 м;
- ширина: 3,09 м;
- высота: 2,73 м;
- основное вооружение: 122 мм;
- толщина брони: 30-160 мм;
- построено за годы войны: 3,5 тыс.
Боевое применение
Его предшественник ИС-1 обладал слабым вооружением в виде 85 мм орудия, поэтому массово не выпускался. Но он позволил на его базе построить танк нового поколения, которым стал ИС-2. Это настоящий монстр для своего времени. Он был лучше любого танка в мире абсолютно по всем параметрам. Его 122 мм орудие могло поразить любую цель с расстояния до 4 км. Единственным минусом танка был выстрел раздельно-гильзового заряжания, который сильно тормозил перезарядку орудия. К тому же огромные размеры снарядов и гильз позволяли умещать внутри танка всего 28 шт.
Особенно хорошо проявил себя ИС-2 во время штурма Берлина, когда ему лицом к лицу пришлось столкнуться с лучшей техникой вермахта. Отличное орудие в комплексе с наклонной броней большой толщины делало танк трудной мишенью и опасным противником. ИС-2 выглядел устрашающе на фоне своих современников. В 1945 г. под подписью Гитлера был издан указ, согласно которому армиям категорически запрещалось вступать в открытый бой с танковыми частями, где были замечены ИС-2. Описан, например, случай, когда 2 танка ИС-2 остановили и обратили в бегство 10 танков «Тигр» (2 танка «Тигр» были уничтожены).
Обратите внимание! В дальнейшем линейка танков ИС развивалась дальше. К 1945 г. был разработан танк ИС-3, который был еще лучше на порядок и просто не имел аналогов в мире. Но он уже не успел поучаствовать в разгроме фашистской Германии.
Вопросы и ответы
Работы по созданию тяжелого танка нового поколения велись с середины 1930-х гг. Например, был создан многобашенный тяжелый танк Т-35, однако проект оказался крайне неудачным. К тому же Т-34-85 проявил себя, как универсальная техника, что снизило потребность в тяжелых танках.
Средний срок службы танка в боевых условиях составлял 7 дней. Поэтому на качество сварных швов и внешний вид танков на производстве не обращали внимания.
Германские танки действительно были лучше по многим параметрам, но и они имели слабые места. Основные недостатки – низкая мобильность и слабая проходимость по грунтам. Немецкие танки банально не могли проехать там, где советская техника проезжала без проблем. И главная причина – количество. Советские танки были в разы дешевле немецких, а значит могли производиться в больших количествах, что и определило результаты войны.
Например, Уралвагонзавод, который переехал из Харькова в Нижний Тагил, производил в день около 30 танков. Это столько же танков, сколько производили все заводы Германии в день. А ведь в СССР было несколько танковых заводов.
Литая башня в разы крепче, так как не имеет сварных швов. Технология литой башни была разработана советскими инженерами и недоступна Германии.
Заключение
За годы войны танкостроение в СССР претерпело серьезные изменения. Танки оказали большое влияние на ход войны и вполне возможно создали то самое преимущество, которое было необходимо для перелома в борьбе с Германией. Кстати, Гитлер делал ставку именно на танковые прорывы фронта, и в начале войны это ему удавалось. Но по мере накопления опыта Советское руководство смогло сделать необходимые выводы и правильно расставить приоритеты в области танкостроения, что позволило победить грозных «Тигров» и «Пантер» и закончить войну победой.
Если посмотреть статистику любой битвы той войны, становится понятно, что самым лучшим в наших танках было их количество.