Легковые автомобили СССР: как всю страну поставить «на колеса»

Время на чтение:
15 минут
6 872
Легковые автомобили СССР

Автомобильная промышленность СССР – феномен советского периода, к которому вряд ли кто-то равнодушен. Легковые автомобили, созданные в СССР, были символом великой державы, многие из них попали в музеи и коллекции, а большое количество продолжает ездить по дорогам, демонстрируя чудеса ремонтопригодности.

Каким же он был, легковой автопром СССР? К сожалению, в одной статье невозможно вместить всего многообразия прототипов и серийных машин, поэтому сосредоточимся на самых известных образцах и сериях.

Особенности легковой автопромышленности СССР

Новообразованное государство остро нуждалось в собственном автопарке, однако производственных мощностей для этого не было – дореволюционные заводы почти не подлежали восстановлению после Гражданской войны. Поэтому все двадцатые годы нужда в колёсах удовлетворялась за счёт поставок из-за рубежа (большевики не скупились платить золотом).

Также характерной чертой всего советского автопрома была ориентированность в первую очередь на нужды народного хозяйства, а уж потом – на выпуск личных автомобилей. Собственно, в довоенное время обладание личным авто вообще не поощрялось, а купить транспортное средство за наличные деньги было почти невозможно.

Данная концепция сказалась на приоритетах. Первым чисто советским авто считается АМО-Ф-15, по сути своей – грузовик, да ещё и практически полная копия Fiat 15 Ter. Грузовики нужны были СССР, встававшему на путь индустриализации, как воздух. Поэтому легковушки долгое время были задвинуты на задний план.

Cкопированные, но советские: редчайшие военные автомобили АМО
Cкопированные, но советские: редчайшие военные автомобили АМО

Ещё одна характерная особенность – идея автотранспорта для номенклатурных работников. В Советском Союзе чиновнику определённого уровня полагался автомобиль с шофёром. Руководство страны должно было ездить на лучших автомобилях. Поэтому такие машины всегда собирались мелкосерийно или даже штучно и далеко превосходили своих «собратьев» рангом попроще.

После войны автопромышленность СССР развивалась динамично, и в 60-70 годах активно поставляла продукцию на экспорт. К сожалению, и здесь не обошлось без перегибов. На экспортные модели шли заготовки лучшего качества, а деталям от выбраковки находилось место на автомобилях для внутреннего рынка. Из-за загруженности производства сборкой экземпляров на продажу не пошли в серию многие перспективные авто.

Произведено автомобилей всего
Произведено легковых автомобилей
1940 г.
1950 г.
1960 г.
1970 г.
1980 г.
1990 г.

Знаковые довоенные легковые машины

Шло время, росли кадры, формировался опыт, и вот уже советские конструкторы попытались предложить свои разработки легкового автотранспорта.

НАМИ-1

Эта машина была первой, созданной советским инженером К. Шараповым. Несмотря на то, что она никогда не выпускалась большими партиями, всё-таки это был первый по-настоящему отечественный автомобиль оригинальной конструкции. Идея была в том, чтобы на максимально простых агрегатах мотоколяски разместить кузов, который мог бы полноценно вмещать четырёх человек.

Как выглядел НАМИ-1
Как выглядел НАМИ-1

На заметку! Инновационной стала хребтовая рама, независимая подвеска всех колёс, а также отсутствие дифференциалов. Впрочем, низкое качество исполнения «похоронило» многие выигрышные стороны конструкции.

ГАЗ-А

Эту машину нельзя назвать полностью советской – здесь мы видим полную копию старенького Ford A. Кстати, лицензия на воспроизводство была куплена абсолютно легально, хотя уже к 1932 году, когда машина встала на конвейер, модель безнадёжно устарела. Зато это была уже крупная серия, и тысячи машин разошлись по автохозяйствам и гаражам. К тому же, в СССР начала 30-х и это было верх комфорта.

ГАЗ М-1

Знаменитая «Эмка» пришла на смену ГАЗ-А, была намного совершенней и комфортабельней. Хотя за основу снова была взята одна из моделей Ford, коллектив завода основательно переработал конструкцию. Были радикально переделаны рама, подвеска, амортизаторы, изменения коснулись и внешности, а двигатель был создан на советской оснастке. В целом, модель стала намного более живучей, долговечной и неприхотливой к дорожным условиям, что позволило ей стать самым известным штабным автомобилем в период Великой отечественной войны.

ГАЗ М-1 – советский легковой автомобиль, выпускавшийся с 1936 по 1943 год
ГАЗ М-1 – советский легковой автомобиль, выпускавшийся с 1936 по 1943 год

Легковые автомобили в СССР послевоенного периода

После окончания войны промышленность восстанавливалась быстрыми темпами. Нужны были и новые легковые авто – более совершенные и современные.

«Победа»

Автомобиль с заводским индексом М-20 должен был стать гордостью возрождавшегося советского автопрома. И стал ей. По количеству технологических новшеств и дизайну «Победа» могла посоревноваться с лучшими образцами того времени в своём классе. Не заметим мы здесь и прямых заимствований – почти все узлы и агрегаты, а также внешний вид были спроектированы заводчанами самостоятельно.

«Победа»
«Победа»

Цельнометаллический несущий кузов довольно редкого типа «фаэтон» обращал на себя внимание, имел хорошие аэродинамические показатели. Гидравлический привод тормозов был новинкой и серьёзно повышал эффективность торможения. Силовой агрегат – рядная четвёрка объёмом 2,1 л – обеспечивал мощность в 50 л. с. Он был надёжен и позволял заправляться 66-ым бензином, но динамики не хватало для столь тяжёлого автомобиля – ведь масса составляла почти полторы тонны! «Победа» стала переходным звеном между старым советским автопромом и новыми тенденциями, где было место и личным автомобилям. Также М-20 составляли большую часть таксопарков крупных городов вплоть до начала 60-х годов.

Это интересно! А ещё на «Победе» впервые появилось багажное отделение с наружной дверцей. До этого чемоданы клались за заднее сиденье или на специальную откидную решётку, как в ЗИС-101.

Москвич-400/401

Этот автомобиль вышел всего на полгода позже «Победы», хотя подготовка к его выпуску была начата ещё в 30-е годы. Сразу после войны у страны просто не было времени и денег разрабатывать автомобиль малого класса с нуля. Пошли по проверенной схеме – взяли немецкий Opel Kadett K38 и наладили его производство с изменениями по отечественную специфику. Машина получилась неприхотливой и простой, хотя и несколько тесноватой. Зато это позволяло выставить её на продажу в частные руки по цене 9000 рублей (при средней зарплате около 600 руб.). Для сравнения – более «весомая» и солидная «Победа» стоила уже 16000 рублей.

Крупная серия и хорошая живучесть первой модели завода МЗМА (будущего АЗЛК) сделали автомобиль народным любимцем вплоть до вытеснения его более новым «горбатым» Запорожцем.

Классика советского легкового автопрома

Период со второй половины 50-х до начала 70-х был для отечественного автопрома «золотым веком». Создававшиеся модели были оригинальны и симпатичны, а развитие экономики и промышленности позволило поднять конвейерную сборку на новый уровень. Именно с этого периода начался активный экспорт советских легковушек. Помимо стран соцлагеря, машины охотно покупались в Западной и Северной Европе, а также на Ближнем Востоке.

Для многих стран Африки и Азии поставки имели политический характер, однако машинам там радовались как манне небесной.

«Волга» ГАЗ-21

Машина-легенда, машина-мечта. Конструкция этого среднеразмерного седана оказалась столь удачной, что позволила ему завоевать популярность практически во всех сферах: и в такси, и частных руках, и у зарубежных покупателей. Обладать «Волгой» было престижно. Машина вошла в поговорки, была снята во множестве кинофильмов, стала визитной карточкой эпохи.

«Волга» ГАЗ-21
«Волга» ГАЗ-21

Двигатель ЗМЗ-21А объёмом 2,4 л выдавал от 70 до 80 л. с. мощности. На более поздних моделях удалось добиться повышения до 75-85 л. с. (вторая цифра для экспортных модификаций). До сотни автомобиль разгонялся за 30 секунд, а максимальная скорость была 130 км/ч. Характерный стрелочным дуговой спидометр был проградуирован до отметки в 140 км/ч.

Трёхступенчатая коробка передач имела синхронизаторы на второй и третей передачах, а кулиса переключателя располагалась под рулевым колесом справа – по автомобильной моде тех лет. Благодаря этому передний диван был цельный, а при его откидывании получалось довольно большое спальное место.

На заметку! Знаменитый бегущий олень на капоте автомобиля оказался небезопасен при наезде на пешехода – приводил к серьёзным травмам. Поэтому в третьей модификации внешнего вида от него отказались, а редкую радиаторную решётку заменили частой «китовый ус».

«Москвич»(402/407/403)

В Советском Союзе ласково шутили: «Москвич – это маленькая Волга». Действительно, в облике седанов прослеживается сходство, но продиктовано оно скорее автомобильной модой на исполнение кузовов и их оформление. Главное отличие – в размерах. В отличие от ГАЗ-21, «Москвич» оставался малолитражным автомобилем малого класса. Однако компактные размеры позволяли сделать его более дешёвым, а слабый двигатель кушал намного меньше бензина.

Москвич 402
«Москвич 402»

По сравнению со своим предшественником 400-401-й серии, новый «Москвич» стал просторнее, кофмортабельнее, совершеннее. Он обзавёлся наружной багажной дверью и гнутыми стёклами (до войны и сразу после гнутые стёкла было изготовить так сложно, что с этим даже не связывались). Передняя подвеска стала бесшкворневой, независимой, двумя поперечными рычагами. Появились новые телескопические амортизаторы, отопитель салона с обдувом ветрового стекла, проводку перевели на 12 Вольт.

Обратите внимание! Архаичным выглядел только слабый нижнеклапанный мотор, поэтому в модификации 407 его заменили на более мощный и совершенный верхнеклапанный. 403-я модификация была дальнейшим улучшением, на ней отрабатывались узлы и схемы следующего поколения 408.

«Москвич» полюбился людям за простоту и приёмистость, на его базе выпускалось множество модификаций. Автомобили активно шли на экспорт, а также дали начало советскому раллийному спорту.

Видео – Обзор модели «Москвич-407»

ЗАЗ-965

Какими только кличками не награждали этот маленький автомобильчик, верно служивший своим владельцам и ремонтировавшийся практически «на коленке». Между тем, созданию этой микролитражки предшествовал большой труд. Хотя за основу и был взят Fiat 600, конструкция была настолько переработана, что в результате получился практически оригинальный автомобиль. Всё было принесено в жертву экономии: двигатель был воздушного охлаждения и ставился сзади, пространство багажника почти целиком занимал бензобак. Сам мотор, кстати, имел нестандартную компоновку: был четырёхцилиндровым V-образным.

ЗАЗ-965
ЗАЗ-965

«Горбатый» был крайне неприхотлив, отлично справлялся с бездорожьем, а самое главное – долгое время оставался самым дешёвым автомобилем в стране. Недобрую славу микролитражке принесли слабый ресурс двигателя и плохая реализация охлаждения, из-за чего мотор постоянно перегревался.

Массовое производство

С конца 60-х экономическая мощь СССР неумолимо росла. Вместе с ней поднимался и уровень благосостояния. Легковые авто, разработанные в 70-80 годы, отличались крупносерийным выпуском и старались соответствовать потребностям граждан.

Семейство «Москвич» (АЗЛК, ИЖ)

Московский завод продолжал выдавать новые модели. В 1964 году на конвейер встал 408-я модель, которая кардинально отличалась от предшественников дизайном кузова. Хотя мотор был наследником ещё старых серий, увеличением диаметра цилиндров удалось добиться увеличения мощности до 50 л. с. Машина имела высокую популярность за рубежом, причём продавались не только готовые модели, но машинокомплекты, и которых местными фирмами собирались экземпляры со своими названиями.

Москвич 408
«Москвич 408»

На смену ему пришла модификация 412, главным отличием которой был новый мощный двигатель на 75 л. с. Машина сходила с конвейеров в Москве и Ижевске, а продавалась до середины 90-х годов.

К сожалению, к середине 80-х АЗЛК явно утратил потенциал, причины были различными: это и протежирование руководителей автопредприятий «в верхах», и общее направление, заданное министерством автомобильной промышленности. Так или иначе, но несколько перспективных концептов не нашли продолжения.

Лебединой песней стала модель 2141. Кузов и исполнение салона были довольно самобытными и современными, хотя в основу руководство и приказало положить внешний облик французской Simca. А вот с двигателями вышла неприятная ситуация: собственные моторы нового поколения АЗЛК собрать уже не смог. И без того сырую машину комплектовали либо старыми УЗАМ от 412-го, либо вазовскими движками, которые для 41-го были откровенно слабы. В результате потенциал в целом перспективного автомобиля так и не был раскрыт.

Москвич 2141
«Москвич 2141»

Семейство ВАЗ

С постройкой в Тольятти нового автозавода изначально связывались большие планы. Была развёрнута масштабная кампания и выделены немалые средства. В качестве партнёра была выбрана итальянская марка Fiat, инженеры и дизайнеры которой помогали советским специалистам в разработке новой модели. Получившаяся после доработок и ставшая на конвейер машина ВАЗ 2101, прозванная в народе «копейкой», действительно получилась знаковой: современные формы, просторный светлый салон при малом классе автомобиля, хорошие тяговые и ходовые характеристики – всё это было с восторгом принято советской общественностью, не избалованной комфортом и утончённым дизайном.

FIAT 124
FIAT 124

За «копейкой» вскоре последовали и другие модели, с каждым новым выпуском в конструкцию вносились усовершенствования. «Шестёрка» была признана народом самой «мягкой» благодаря конструкции подвески, «двойку» полюбили за просторный салон в компоновке «универсал», а «семёрка» считалась самой современной в плане оснащённости.

ВАЗ 2101
ВАЗ 2102
ВАЗ 2103
ВАЗ 2121
ВАЗ 2106
ВАЗ 2105
ВАЗ 2104
ВАЗ 2107

Важно! Своеобразная революция в советском автопроме произошла с выпуском серии «Спутник» (модели 2108, 2109, 21099). Впервые на крупносериной сборке автомобили получили передний привод. Обводы кузова стали более аэродинамичными, также были разработаны новые моторы.

ВАЗ 2108
ВАЗ 2109
ВАЗ 21099

Отдельного внимания заслуживает ВАЗ 2121 – «Нива». Концепция данного автомобиля сейчас кажется естественной, а тогда, в 1977, даже гиганты мирового автомобилестроения не имели в серийном выпуске таких машин. «Нива» – джип с несущим кузовом – по уровню комфорта и эргономики соответствовала городскому автомобилю, при этом имея внушительные внедорожные качества. Проходимости способствовал постоянный полный привод, раздаточная коробка с понижающей передачей, а также принудительная блокировка межосевого дифференциала.

ВАЗ-2121
ВАЗ-2121

Такому набору позавидует современный «навороченный» кроссовер. Как следствие – «Нива» стала самой успешной экспортной моделью АвтоВАЗа за всю историю его существования.

Газ-24

Горьковский автозавод в конце 60-х продолжил линию автомобилей среднего класса, выпустив абсолютно новую модель «Волги». Радикально был переосмыслен дизайн – круглые обводы уступили место прямым и косым линиям, которые символизировали стремительность. Новый двигатель ЗМЗ 2401 был значительно дефорсирован, что добавило ему хороший ресурс в 300 тыс. км до капремонта – внушительная по тем временам цифра.

ГАЗ-24 стал самой массовой легковой моделью завода ГАЗ
ГАЗ-24 стал самой массовой легковой моделью завода ГАЗ

Машина была придана советской милиции, а в варианте «универсал» – скорой помощи. Также тысячи «24-ок» трудились в такси и государственных учреждениях, развозя директоров предприятий и их заместителей по важным нуждам. Владение «Волгой», как и в случае с предыдущими сериями, означало статус и престиж.

Автомобили представительского класса

Нельзя обойти вниманием и такую специфическую прослойку легкового транспорта, которая в СССР полагалась чиновникам различного звена. Эти машины вбирали в себя всё самое передовое – ведь вожди должны были ездить на лучшем. Сборка была мелкосерийной или вообще штучной, по спецзаказу, а приобрести такие модели в частное пользование было за редким исключением невозможно.

ЗИС-101

Первый полностью советский лимузин устоявшейся конструкции. Как и другие авто представительского класса, испытал существенное влияние американского автопрома 30-х годов. Предназначалась для высшего руководства страны, однако с появлением более совершенной модели многие экземпляры отправились в таксопарки и на автопредприятия.

ЗИС-101
ЗИС-101

ЗИС-110

Более современный кузов, мощный двигатель и просторный салон, однако суть всё та же – роскошный лимузин для членов Политбюро. Больше всего Сталин ездил именно на такой машине. Он же настоял, чтобы она была похожа на любимый им Packard. Также можно было встретить в такси.

ЗИМ (ГАЗ-12)

Последний автомобиль, который красился в иной цвет, помимо чёрного (правительственный) и светло-серого (для военных парадов). ЗИМ стал первым лимузином с безрамным несущим кузовом. Хотя он и не имел вариации «универсал», всё же использовался в качестве кареты скорой помощи. Погрузка носилок с пациентом осуществлялась через открытый задний багажник (высокий профиль и наружные петли позволяли).

ГАЗ-13 «Чайка»

Автомобильная мода меняется стремительно, и номенклатуре хотелось, чтоб её транспорт соответствовал ей. «Чайка» и впрямь получилась апофеозом роскоши в соединении с изяществом: такого обилия хрома не видела ещё ни одна советская машина.

ГАЗ-13 «Чайка»
ГАЗ-13 «Чайка»

ЗИЛ-111

Старший брат «Чайки». Машины так похожи, что иногда их можно спутать. И всё же ЗИЛ стоял рангом повыше, и претендовать на него могли только самые «верха». Впрочем, это не спасло его от скорого рестайлинга: по желанию Хрущёва обилие хрома, мощные «жабры» и «гребни» сменились более лаконичными и «скоростными» обводами с четырёхфарной оптикой.

ГАЗ-14 и ЗИЛ-114

Ещё одна пара автомобилей, созданных указанием сверху с целью не отставать от развития мирового автопрома. Так же трудноотличимы за исключением метрических данных и незначительных деталей. Дизайн стал полностью прямоугольным – ни одной криво линии в обводах практически нет.

ГАЗ-14
ГАЗ-14

Дальнейшее развитие представительских авто – модель ЗИЛ-115 (4104) представляет углублённую модернизацию предыдущей. В последующие годы было проведено несколько «косметических» рестайлингов.

ЗИЛ-114
ЗИЛ-114

На заметку! Советские представительские авто могли перейти в частные руки как особая награда: их получали маршалы, космонавты, герои труда и другие выдающиеся люди.

Вопрос-ответ

Почему в СССР так любили копировать авто?

Изначально для собственных разработок просто не было ресурсов. В дальнейшем сыграла роль оглядки на лучшие образцы мирового автопрома. Тем не менее, многие технические и дизайнерские решения создавались с нуля, слепого заимствования было не так уж много.

Были ли в СССР легковые авто с автоматической коробкой передач?

Да, это лимузины ГАЗ-13 и ЗИЛ-111. Переключение было селекторным, то есть кнопочным. Серийные образы за рубежом появились десятки лет спустя.

Почему «Москвич» сдал позиции «Жигулям» ещё при СССР?

Главная проблема всего советского автопрома – решения, спускаемые сверху, без учёта многих факторов. Так было и с "Москвичом". Устаревание 412-го было видно уже к началу 80-х. Были разработаны перспективные заднеприводные модели оригинального дизайна. Однако в «любимчиках» у министерства были тольяттинцы. АЗЛК в приказном порядке было предписано перепрофилироваться на выпуск авто с передним приводом как более перспективных (на ВАЗе в это время готовили к выпуску «восьмёрку»). В таких условиях завод смог выдать лишь 2141, недоукомплектованный подходящими двигателями.

Также смотрите: Самые лучшие танки СССР времен Второй мировой войны. Кроме того, вас могут заинтересовать республики, входящие в состав СССР.

Видео – Первый в СССР легковой автомобиль

Обсуждения:
  • Сергей Андреевич Ответить

    Интереснейше подобрано и собрано.. Не знал, про первую легковушку НАМИ. До сих пор горжусь Нивой советской нашей. Ведь первый в мире комфортабельный внедорожник. Революция, тренд на будущее для всего мира. И до сих пор дизайн интересен и машина востебована.

    01 ноября 2022
  • Иван Ответить

    Автомобили в СССР делали из металла, это большой плюс в плане долговечности корпуса. Другие параметры впечатляли не всегда.

    02 ноября 2022
  • Алексей Ответить

    Для того времени были отличные, прочные, качественные автомобили. Сейчас разнообразие марок и не всегда получаешь качество.

    07 ноября 2022