«Убийца авианосцев» — самолет Т-4 сотка

Время на чтение:
8 минут
731
самолет Т-4 сотка

В 70-х годах прошлого века в конструкторском бюро Сухого был создан уникальный ударно-разведывательный самолёт Т-4 («сотка»). Он стал первым в мире летающим на четырёхядерной резервной 3-осевой системе fly-by-wire самолётом и получил прозвище «убийцы авианосцев».

История создания

Т-4 в истории советской военной авиации занимает особое место. Построили его на заводе имени Юрия Гагарина в городе Комсомольске-на-Амуре. При его создании было внедрено около 600 изобретений. Ни в одном существовавшем до него в СССР самолёте не было использовано такого количества оригинальных разработок. Работы по созданию Т-4 были начаты в декабре 1962 года.

Т-4 в Центральном музее ВВС РФ в Монино
Т-4 в Центральном музее ВВС РФ в Монино

У Советского Союза возникла острая необходимость в перехвате американского межконтинентального бомбардировщика B-70 (RS-70) и двухместного стратегического самолёта ВВС США SR-71.

На ранней стадии проектирования Т-4 были изменены цели его использования. Вместо перехватчика решено было создать самолёт для стратегической разведки и нанесения ударов по надводным целям.

В конце 50-х годов СССР оказались в положение, когда им нечем было противостоять атомным авианосцам и стратегической авиации США. Наиболее серьёзную опасность представляли атомные подводные лодки, которые прикрывались авианосцами. Комбинация из трёх кораблей имела непробиваемую защиту. Уничтожить их можно было только сверхскоростной ракетой с ядерным зарядом, выпущенной с самолёта.

Перед советскими авиаконструкторами была поставлена задача создать недоступный для американских радиолокационных станций и зенитных ракет самолёт. Он должен был стать грозой авианосцев. Его взлётная масса должна была составлять примерно 100 тонн, крейсерская скорость не менее 3 000 км/час, а высота полёта – 24 км. В борьбу за право стать разработчиками такого самолёта вступили лучшие авиационные конструкторские бюро Советского Союза.

Изображение модели сверхзвукового бомбардировщика Ту-135, проектируемого в ОКБ Туполева в конце 1950-х — начале 1960-х годов
Изображение модели сверхзвукового бомбардировщика Ту-135, проектируемого в ОКБ Туполева в конце 1950-х — начале 1960-х годов

На заметку! Безусловным фаворитом считалось ОКБ Туполева. Предлагаемый им вариант самолёта Ту-135 оказался слишком тяжёлым для выполнения поставленных задач. В 1961 году состоялся учёный совет, в котором приняли участия все ведущие авиаконструкторы. С критикой самолёта Туполева выступил Александр Яковлев, но его Як-33 был тоже отвергнут.

Больше всего Госкомитету понравился вариант самолёта Т-4, предложенный Павлом Сухим. Его конструкторское бюро и было выбрано разработчиком. На начальной стадии проектирования самолёта группу конструкторов возглавил Олег Сергеевич Самойлович. Проекту присвоили кодовое название «Изделие 100». Так Т-4 и стал «соткой».

Конструктивные особенности «сотки»

Вместе с конструкторским бюро Сухова в работе над самолётом Т-4 принимали участие сотрудники Центрального аэрогидродинамического института. Они разрабатывали систему управления самолётом и её компоновку. В состав поставленных перед ними задач входила разработка аэродинамической схемы. Для снижения лобового сопротивления они придумали подвижную конструкцию носовой части самолёта. Лётчик мог наклонять её при посадке вниз.

Разработанный в ОКБ Сухого самолёт управлялся экипажем, состоящим из двух человек: пилота и штурмана-оператора. В кабине их разделяла негерметичная поперечная перегородка. «Сотку» оснастили самыми современными индикаторами, телевизионными экранами, на которые передавались данные с бортовых радаров. Отображаемая на них картинка охватывала почти весь земной шар.

Для выбора оптимальной аэродинамической компоновки и конструктивно-силовой схемы в бригаде «общих видов» ОКБ с 1961 по 1966 год было проработано более 40 вариантов компоновки самолёта
Для выбора оптимальной аэродинамической компоновки и конструктивно-силовой схемы в бригаде «общих видов» ОКБ с 1961 по 1966 год было проработано более 40 вариантов компоновки самолёта

Важно! При сверхзвуковом круизном полете съемка проводилась в самолёте с помощью перископа. На случай внештатной разгерметизации кабины экипаж Т-4 совершал полёты в скафандрах. Корпус самолёта решено было сделать из титана и стали. Особое внимание было уделено созданию двигателя.

Для каждой из систем Т-4, исходя из жестких требований по условиям их эксплуатации на самолете, конструкторам пришлось разрабатывать много принципиально новых решений
Для каждой из систем Т-4, исходя из жестких требований по условиям их эксплуатации на самолете, конструкторам пришлось разрабатывать много принципиально новых решений

Т-4 должен был работать в условиях разряженного воздуха и высоких температур. Изначально его планировалось оснастить тремя различными двигателями, работающими на нетрадиционном топливе. В последний момент остановились на RD36-41. Этот двигатель был разработан конструкторами Рыбинского ОКБ. RD36-41 напоминал ВД-7, который появился в СССР в 50-х годах.

В процессе создания RD36-41 его видоизменяли и усовершенствовали около 10 раз. В конечном варианте двигатель оснастили форсажной камерой, двухступенчатой турбиной с охладителями и 11-ступенчатым компрессором. Это позволяло эксплуатировать его при высоких температурах. Впоследствии RD36-41 стали устанавливать и на другие модели самолётов. Например, на Ту-144 и на самолет-разведчик М-17.

В «сотке» четыре двигателя RD36-41 с воздухозаборниками установили под фюзеляжем одним пакетом. Такая схема размещения получила название «коммунальной постели». Впервые в советском авиастроении в самолёте была применена сверхнадежная электро-дистанционная система управления с четырехкратным резервированием.

В качестве вооружения на Т-4 были установлены гиперзвуковые ракеты Х-33. Их разработкой на начальном этапе занималось конструкторское бюро Сухого, а дорабатывало ОКБ Дубны. Х-33 могли развивать скорость, в 7 раз превышающую скорость звука, самостоятельно вычислять мишень в зоне поражения и атаковать её.

Самолет Т-4 оснастили несколькими комплексами радиоэлектронного оборудования
Самолет Т-4 оснастили несколькими комплексами радиоэлектронного оборудования

Ракеты были оснащены навигационными и радиолокационными станциями. Сложность управления ракетами была сравнима с управлением самолётом.

Технические характеристики Т-4

Таблица. Основные технические характеристики.

Наименование Показатель
Размах крыльев, м 22.0
Длина, м 44.0
Высота, м 11.2
Площадь крыла, м2 295.7
Масса пустого самолета, кг 55600
Масса нормальная взлетная, кг 114000
Масса максимальная взлетная, кг 135000
Тип двигателя 4 ТРД РД36-41
Тяга, кгс 4 х 16000
Максимальная скорость, км/ч 3200
Крейсерская скорость, км/ч 3000
Дальность полета, км 7000
Разбег, м 950-1050
Пробег, м 800-900
Практический потолок, м 18000
Экипаж, чел 2
Вооружение: 2 стратегические ракеты воздух-поверхность

Сравнительные характеристики самолета Т-4 и Ту-22

Т-4
Ту-22
Число членов экипажа
Длина
Размах крыла
Макс. скорость полета на большой высоте
Высота полета
Дальность полета без дозаправки

Испытания

Готовый к испытаниям самолёт Т-4 появился весной 1972 года. Для тестовых полётов на нём был выбран аэродром в Жуковском. После первого полёта у «сотки» разрушились титановые крепёжные детали в хвостовой части фюзеляжа. Начались работы по их замене на стальные. Затем начал гореть окружающий аэродром торфяник и полёты было решено отложить.

На заметку! Проводить тестирование Т-4 было доверено пилоту Владимиру Илюшину и штурману-оператору Николаю Алферову. Они совершили на нём 9 вылетов. Первый полёт на «сотке» они провели 22 августа 1972 года. После него следующие испытания самолёта были перенесены на октябрь. Руководителем испытаний Т-4 был назначен А. С. Титов.

Самолёт проявил себя в испытательных полётах только с лучшей стороны. Он хорошо управлялся, легко поддерживал угол взлёта, плавно отрывался от земли и показывал необходимую интенсивность ускорения. Ему удалось подняться на высоту 12 км. В своих воспоминаниях об его испытаниях Илюшин отзывался о самолёте только в положительном ключе.

Самолёт проявил себя в испытательных полётах только с лучшей стороны
Самолёт проявил себя в испытательных полётах только с лучшей стороны

Конструкторов больше всего волновало то, как Т-4 будет преодолевать звуковой барьер. Приборы, фиксировавшие показатели работы самолёта во время испытаний, показали – самолёт справился с этой задачей на отлично. Не возникло вопросов и к работе пульта дистанционного управления. Не обошлось во время испытаний и без небольших недочетов.

В стальных баках с топливом образовались небольшие трещины от нагрузок, отказала гидравлика и заклинило шасси. Всё это было легко устраняемыми недостатками. В целом, Т-4 соответствовал предъявляемым к нему требованиям. Произвела «сотка» благоприятное впечатление и на военных, наблюдавших за испытаниями. Они заказали 250 самолётов, которые должны были изготовить для них за период с 1975 по 1980 годы.

Почему Т-4 не встал на вооружение Советской армии

Опытную партию самолётов было решено производить на Тушинском машиностроительном заводе, но его мощности были слишком малы для выполнения большого заказа. Справиться с ним тогда мог только Казанский авиационный завод, который являлся основной производственной базой ОКБ Туполева. Занимавший в то время пост министра авиационной промышленности.

Обратите внимание! Пётр Дементьев вместе с Туполевым сделали всё для того, чтобы не допустить Сухого на завод.

Вместо Т-4 производственные мощности Казанского авиационного завода отдали под производство самолёта Ту-22. Сухому ничего не оставалось делать, как вернуться на Тушинский завод и попытаться на нём выпустить хотя бы часть самолётов. В 1974 году появился приказ министра обороны СССР Андрея Гречко о прекращении всех испытаний экспериментальной модели Т-4.

Самолет Т-4 стал важной вехой в истории советского авиастроения
Самолет Т-4 стал важной вехой в истории советского авиастроения

Это решение было пролоббировано Петром Дементьевым. Выпуск «сотки» приостановили, а на Тушинском заводе стали выпускать крылья для самолётов МиГ-23. В сентябре 1975 года скончался Павел Сухой. После его смерти пробивать идею производства «сотки» стало некому. В январе 1976 года проект был окончательно закрыт приказом Министерства авиационной промышленности.

Павел Дементьев принял решения сконцентрировать все усилия на создании и выпуске Ту-160. Экспериментальная модель «сотки» была отправлена на вечную стоянку в Монинский музей. Так самому амбициозному и дорогостоящему проекту не удалось из планов превратиться в реальность.

Т-4 в Монино
Т-4 в Монино

Вопросы-ответы

Сколько самолётов Т-4 было построено?

Кроме «100», «101» и планера «101С», предназначенного для статических испытаний, был построен самолёт «102». Началась подготовка к постройке самолётов «103», «104», «105» и «106». В итоге «100» была перевезена в музей ВВС в Монино, а два других недостроенных самолёта разобрали на запасные части. Некоторые из них были переданы в МАИ в качестве наглядных пособий.

Были ли модификации Т-4?

Сухой вёл разработки разведчика-бомбардировщика Т-4М, имеющего континентальную дальность полёта. Проект не был реализован. В 1969-1970 гг. велись работы над проектом ударно-разведывательного самолёта Т-4МС («изделие 200»). Этому проекту предпочли Ту-160.

Какая дальность полёта была у ракет, которые хотели установить на «сотке»?

Дальность полёта предназначенных для установки на «сотке» ракет составляла 550-600 км.

Существовали ли какие-нибудь варианты использования наработок, придуманных разработчиками Т-4?

На базе Т-4 разрабатывался проект пассажирского самолёта, который мог бы составить конкуренцию Ту-144. Рассматривался и вариант использования «сотки» в качестве самолёта-разгонщика для авиационно-космической системы «Спираль». Все эти планы не были реализованы.

Тестировалось ли во время испытательных полётов «сотки» установленное на ней вооружение?

Планы такие были, но до их реализации дело не дошло.

«Царь-бомба» в СССР. Самая мощная ядерная бомба в мире
Легковые автомобили СССР: как всю страну поставить «на колеса»
Самые лучшие танки СССР времен Второй мировой войны

Также читайте: Легковые автомобили СССР: как всю страну поставить «на колеса». Помимо того, вас могут заинтересовать самые лучшие танки СССР времен Второй мировой войны.

Видео – Убийца авианосцев, стратегический сверхзвуковой ракетоносец Т-4