Сергей Королев — человек, открывший дверь в космос

Время на чтение:
10 минут
1 639
Сергей Королев - человек, открывший дверь в космос

Долгое время СССР удерживал звание главного покорителя космического пространства. А открыл ему двери за пределы Земли Сергей Павлович Королев – гениальный ученый, основоположник космической отрасли Советского Союза.

Мальчик «с царем в голове»

Родился Сергей Королев в 1907 году в интеллигентной семье: родители были учителями в гимназии. Правда, ранние годы ему пришлось провести в другой среде, до восьми лет его воспитывали в купеческой семье бабушки и дедушки. Маленького Сережу родители отправили к ним после развода. Относились к мальчику здесь очень хорошо. С ним много занимались, родственники прививали любовь к науке и спорту.

Дом в Житомире, где родился и провёл первые полтора года жизни С. Королёв, ныне его дом-музей
Дом в Житомире, где родился и провёл первые полтора года жизни С. Королёв, ныне его дом-музей

Именно в этот период случилось то, что заставило мальчика начать грезить о небе. Однажды на ярмарке он увидел полет летчика Уточкина. Тот поднялся на недосягаемую высоту за считанные секунды прямо с площади.

Сережа Королев уже точно знал, что и сам сможет летать, когда мать забрала его в свою новую семью. Будущему ученому снова повезло. Его отчимом стал образованный человек, интересующийся техническим прогрессом. По образованию Григорий Баланин был инженером и мог многое рассказать мальчику о том, как устроены разные аппараты. Известно, что с пасынком он занимался охотно, и даже во время революции сам частично давал ему образование — лицеи тогда были закрыты.

Лишь в 15 лет будущий великий ученый отправился в гимназию. Учительница, оценив уже имеющиеся знания и тягу к новым, вынесла вердикт, охарактеризовав Королева как «мальчика с царем в голове».

На заметку! Страсть к полетам и технике, делающей их возможными, к тому времени уже овладела Королевым окончательно. Он успел познакомиться с членами отряда гидросамолетов, совершил свои первые полеты и твердо решил стать летчиком.

Сергей Королёв сидит в кабине планера, слева - инженер Сергей Люшин, справа - лётчик Константин Арцеулов
Сергей Королёв сидит в кабине планера, слева — инженер Сергей Люшин, справа — лётчик Константин Арцеулов

При этом его интересовало не только управление полетом, но и устройство аппарата, позволяющего человеку подняться над землей. Информацию об этом он черпал из всех доступных источников, в том числе книг на иностранном языке.

Интересно! Сергей Королев очень любил читать научную фантастику. Он и сам признавал, что огромное влияние на него оказали книги Константина Циолковского. В частности, роман «Вне земли» он зачитал до дыр.

Мечты Сергея Королева о небе совпали с правительственным курсом: в 1923 году власти обратились к народу с призывом создать Воздушный флот. В ответ на это обращение практически сразу же было создано Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. Естественно, Сергей Королев не смог остаться в стороне, он стал одним из самых активных членов новой организации. К тому времени у 14-летнего мальчика было столько знаний, что он сам стал преподавать в кружке, читая взрослым лекции по планеризму.

Сергей Королев и Юрий Гагарин
Сергей Королев и Юрий Гагарин

Примерно в это же время он начал разрабатывать свою первую модель летательного аппарата. Ему было 17 лет, когда он представил общественности итоги этой работы – безмоторный самолет К-5.

Естественно, что по окончании школы он решил получить техническое образование. Королев два года проучился в Киевском политехническом институте, а потом талантливого студента перевели в Москву, в высшее техническое училище им. Баумана (МВТУ).

Первая работа: полеты мысли и не только

В столице у Сергея Королева было больше возможностей реализовать себя. Молодой человек учился, работал и летал. Краткий список его достижений за три первые года жизни в Москве выглядит так:

  • март 1927 г. Получил звание пилота-планериста, пройдя программу школы пилотов при МВТУ в марте 1927 года;
  • май 1927 г. Поступил на работу в конструкторское бюро Государственного авиационного завода № 22;
  • октябрь 1928 г. Получил должность и. о. начальника конструкторской бригады центроплана в опытном отделе того же авиационного завода № 22;
  • март 1929 г. Перешел в опытный отдел при заводе № 28, где принимал участие в работе над проектом торпедоносца Т0М‑1.
  • октябрь 1929 г. Принял участие в VI Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле на планере, спроектированным и построенным им лично при участии коллеги Сергея Люшина. Это воздушное судно получило название «Коктебель»;
  • ноябрь 1929 г. Получил статус пилота-парителя;
  • декабрь 1929 г. Защитил диплом с проектом легкого самолета СК‑4;
  • февраль 1930 г. Официально окончил МВТУ в квалификации «инженер‑аэромеханик»;
  • июнь 1930 г. Окончил Московскую школу летчиков Осоавиахима, официально получив квалификацию летчика.

Молодой инженер, который к тому времени уже основательно увлекся идеей реактивных полетов и освоения стратосферы, был ценным специалистом. Его сразу стали приглашать для работы над важными знаковыми проектами. Так, весной 1931 года он приступил к отработке первого отечественного автопилота. Этот проект осуществлял Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). А уже через год талантливый специалист был назначен руководителем этой организации.

Одновременно с основной работой Королев занимался дополнительной. При его участии в Москве была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР. И именно ему в августе 1933 года доверили руководить первым в Советском Союзе испытанием ракеты с двигателем на гибридном топливе.

Осоавиахим
Осоавиахим

А уже в ноябре он командовал новыми испытаниями. На этот раз – ракеты на жидком топливе.

В 1933 году молодой ученый поступил в Реактивный НИИ Наркомата тяжелой промышленности. За пять лет работы на этом предприятии он принял участие в разработке проектов нескольких летательных аппаратов и дослужился до звания заместителя начальника института.

Учебные годы
Учебные годы

На этом этапе ему пришлось прервать стремительно развивающуюся карьеру: в 1938 году на него был составлен донос — инженеры НИИ сообщили, что Королев работал на ослабление военной мощности страны. Якобы он искусственно тормозил развитие перспективных проектов и загружал мощности предприятия ненужным производством. Ученого судили и приговорили к десяти годам заключения.

«Шлепнут без некролога…»: годы тюрьмы

Как вспоминали близкие авиаконструктора, эта фраза была одной из его любимых. Ее он узнал во время своих скитаний по местам заключения, и даже оказавшись на воле, продолжал регулярно повторять.

После ареста. Бутырская тюрьма, 28 июня 1938 г.
После ареста. Бутырская тюрьма, 28 июня 1938 г.

Обратите внимание! Для Королева первые годы тюрьмы были похожи на ад. Его пытали, били. Доподлинно известно, что ученому во время «допросов» сломали обе челюсти.

После таких воспитательных моментов было принято решение отправить «врага народа» на Колыму. Там он едва не погиб от холода, голода, непосильной работы и цинги – болезни, ставшей закономерным следствием жизни в таких условиях.

С. П. Королёв через 18 месяцев заключения, 29 февраля 1940 г.
С. П. Королёв через 18 месяцев заключения, 29 февраля 1940 г.

Интересно! На каторге Королев занимался золотодобычей. И всю свою последующую жизнь он не любил этот металл и всячески избегал всего, что было с ним связано.

Королев уже был на грани жизни и смерти, когда его заметили бывшие коллеги. После ходатайства гениального ученого начали лечить, а в 1940 году перевели в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ‑29).

Там Королев вернулся к любимой работе — авиаделу. На этот раз он трудился в качестве технического специалиста над проектами истребителей, и занимался этим с полной самоотдачей. А в разгар Великой отечественной войны, в 1942 году, его перевели в Казань. Фронту нужно было мощное оружие, и авиаконструктор, едва не ставший жертвой своей страны, днем и ночью бился, решая задачи по ее спасению. Его главным делом на тот момент стал проект оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.

Лавры и синяки Сергея Королева
Лавры и синяки Сергея Королева

За особые заслуги в 1944 году Сергея Королева полностью оправдали. Документы, возвращающие ему свободу, подписал лично Сталин. Следующие два года специалист изучал военную технику, в том числе и разработки немецких коллег. А в 1947 году начался новый этап его жизни – космический.

За пределы земного притяжения

Работой над первой советской баллистической ракетой дальнего действия (БРДД) Королев начал заниматься в 1946 году в должности главного конструктора и начальника спецбюро Министерства вооружения. Уже спустя год после назначений он провел первые испытания: на полигоне Капустин Яр была запущена трофейная ракета А4, а несколькими месяцами позже и полностью советский БРДД Р-1.

Баллистическая ракета дальнего действия Р-1
Баллистическая ракета дальнего действия Р-1

Королев был крайне суеверным человеком. Коллеги вспоминали о том, что у великого ученого была масса предубеждений. Так, он никогда не назначал важные запуски и испытания на понедельники. И сильно ругался, если на полигоне накануне серьезных мероприятий появлялась женщина.

На этот раз тоже не обошлось без совместительства: Королев также преподавал в родном МВТУ и возглавлял НИИ-88. А когда в 1956 году из этого институты было выделено ОКБ-1, занял там сразу две должности – начальника и главного конструктора. Сейчас эта организация известна как Ракетно‑космическая корпорация «Энергия» и носит имя Сергея Павловича Королева.

Ракетно‑космическая корпорация "Энергия"
Ракетно‑космическая корпорация «Энергия»

Именно здесь под его руководством творилась история освоения космоса. За десятилетие работы было сделано несколько открытий, каждое из которых можно считать чудом того времени:

  • сконструированы, опробованы и переданы на вооружение первые ракеты дальнего действия на нескольких видах топлива;
  • созданы первые высотные геофизические ракеты;
  • разработаны и построены первые научные спутники Земли;
  • разработан и создан первый спутник связи;
  • разработан и создан первый спутник фотонаблюдения.

Королев и его коллеги сами стали инициаторами запуска первого искусственного спутника. С таким предложением они выступили перед главными лицами страны в 1955 году. А уже 4 октября 1957 года эта идея была осуществлена: ракета-носитель «Р 7» вывела «Спутник 1» за пределы Земли.

Первый в мире искусственный спутник Земли (1957)
Первый в мире искусственный спутник Земли (1957)
Мнение эксперта
Сергей Королев
Советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей
Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества.

В течение долгих лет ракеты-носители разрабатывались по образцу «Р 7». В том числе и легендарный «Восток», выведший за пределы земного притяжения космический корабль с Юрием Гагариным на борту.

Но, конечно, главным итогом всей этой работы стал первый в мире запуск человека в космос. 12 апреля 1965 года Юрий Гагарин сказал «Поехали» и в первый раз в истории планеты смог преодолеть силу земного притяжения и выйти на орбиту на корабле, сконструированном по проекту Сергея Королева.

Интересно! Известно, что Королев сам хотел побывать в космосе, но реализовать это ему не дали. Забыть об этом ему посоветовали «сверху». Ученый был слишком ценным кадром, чтобы рисковать им.

Великий ученый ушел из жизни совсем рано, он не дожил и до 60 лет. Остается только догадываться, как много он мог бы сделать для всего человечества и для СССР в частности, если бы судьба дала ему немного больше времени. Ведь он не хотел останавливаться на достигнутом он планировал и дальше осваивать космос. В частности, под его руководством велись работы по созданию пилотируемых комплексов для полетов к планетам Солнечной системы. Одной из самых смелых его идей была высадка людей на Марс. Однако до сих пор никто так и не смог осуществить дерзкие мечты советского гения.

Количество орбитальных запусков в СССР
Количество орбитальных запусков в США
1960 г.
1970 г.
1980 г.
1990 г.

Личная жизнь гения

Сергей Королев был женат дважды. Первой его супругой стала подруга детства Ксения Винцентини. Она выбрала для себя профессию врача, окончила Харьковский медицинский институт. Из-за того что оба были слишком преданы своему делу, влюбленные никак не могли пожениться. Сначала жених уехал учиться в Москву, затем невеста отправилась по распределению на Донбасс. Однако в 1931 году Ксения во время отпуска приехала в столицу, и они, наконец, смогли воссоединиться. В этом браке родилась дочь Наталья.

Винцентини Ксения Максимилиановна
Винцентини Ксения Максимилиановна

На заметку! Когда Сергей был осужден, Ксения была вынуждена трудиться на трех работах, чтобы прокормить дочь. Об отце она рассказывала ей только самое лучшее. А его отсутствие объясняла тем, что он — летчик и вынужден был улететь в длительную рабочую поездку.

Интересно, что эту придуманную командировку брак выдержал, а вот настоящую не смог. Он распался, когда Сергей Королев уехал на длительный срок в Германию. С дочкой он общения после этого не прекратил. Когда находил свободное время, встречался с ней и рассказывал о космосе.

Мнение эксперта
Наталья Королева
Дочь Сергея Павловича Королева
Он рассказывал о космических поездах, о космических вокзалах, о том, что люди обязательно будут на Луне, о том, что будут орбитальные станции. Я, конечно, не верила, а он сказал: «Вот ты не веришь, а это будет, и будет очень скоро».

Во второй раз Сергей Павлович женился, когда ему уже было за 40. Переводчица ОКБ №1 была младше его на 13 лет, но разница в возрасте не помешала им стать по-настоящему счастливыми. После свадьбы Нина ушла с работы и посвятила себя мужу.

Вопрос-ответ

Какие отношения были у Сергея Королева с Юрием Гагариным?

Их связывала настоящая дружба. Она началась еще до первого полета в космос и продолжалась до самой смерти авиаконструктора. Известно, что они часто бывали друг у друга в гостях и ездили вместе отдыхать.

Почему после смерти Королева космическая отрасль перестала развиваться такими темпами?

Пришедший к власти Брежнев свернул часть существовавших космических программ. К тому же не нашлось другого специалиста такого уровня, который смог бы продолжить работать в том темпе, в котором это делал Сергей Павлович.

Почему Королев настоял, чтобы искусственные спутники имели форму шара?

Ученый считал, что первый космический спутник должен вызывать исключительно положительные эмоции. Шар, на его взгляд, является самой выразительной формой, которая может символизировать начало космической эры. К тому же она наиболее близка к строению большинства космических тел.

Продолжил ли кто-то из потомков Сергей Королева его дело?

Дочь Королева Наталья стала врачом, как и ее мама. Однако после смерти отца она написала книгу о нем, собрав огромное количество документов и свидетельств. Ее старший сын Андрей тоже занялся медициной. Младший, названный в честь деда Павлом, окончил МГТУ им. Баумана и даже некоторое время работал в РКК "Энергия", но затем ушел в бизнес.

Где похоронен Сергей Королев?

Урна с прахом Королева захоронена у Кремлевской стены. Согласно легенде, космонавты отправили щепотку праха великого авиаконструктора в космос - чтобы осуществилась его мечта дотронуться до звезд.

Всю свою жизнь Сергей Королев мечтал дотронуться до звезд. И, хотя все говорили ему, что это невозможно, продолжал идти к своей цели. Он взлетал все выше и выше, не боясь упасть. И именно ему удалось распахнуть дверь в космос и показать всему человечеству, что невозможное возможно.

«Царь-бомба» в СССР. Самая мощная ядерная бомба в мире
Легковые автомобили СССР: как всю страну поставить «на колеса»
Самые лучшие танки СССР времен Второй мировой войны

Также читайте: «Убийца авианосцев» — самолет Т-4 сотка. Помимо того, вас наверняка заинтересуют лучшие автомобили СССР.

Видео – Сергей Королев. Через небо к звездам

Обсуждения:
  • Иван Ответить

    Важно, что Короле не сломался в свое время в лагере, хотя признания из него вытаскивали весьма жестко.

    27 октября 2022
  • Вадим Ответить

    Трудно представить, чтобы было сейчас, если бы в то время не было такого человека. Он действительно открыл двери в космос.

    31 октября 2022
рекомендуем другие статьи
Юрий Гагарин
Юрий Гагарин — биография, первый полёт в космос
Биография Юрий родом из Смоленской области деревня Клушино. Родился будущий герой 9 марта 1934 г. в крестьянской...