Не хлебом единым: какой была культурная жизнь в СССР

Время на чтение:
15 минут
2 365
Не хлебом единым: какой была культурная жизнь в СССР

Культурная жизнь в СССР не могла не быть характерной – курс, на который ориентировалась огромная страна, был уникальным, не имеющим аналогов в мире. Население СССР характеризовалось очень высоким уровнем культуры, впрочем, со своей спецификой. На пути к культурным достижением были и торжество, и трагедия.

Специфика культурной жизни в СССР

Народные массы всегда живут культурной жизнью, неважно, идёт ли речь о сельском населении Камбоджи времён Пол Пота или же об элите Викторианской Англии. Для людей СССР культурная жизнь приняла формы, возникшие в результате равнодействующей курса партии, духовных потребностей народных масс, политикой, проводимой органами власти, а также инициативой отельных творческих людей, по-своему понимающих генеральную линию культуры.

На формирование картины культурной жизни СССР повлияло множество факторов, и по каждому можно написать диссертацию или даже монографию.

В целях упрощения мы выделим два основных явления, в рамках которых складывалась культурная жизнь в Советском Союзе.

  1. Акцент на «пролетарской», рабочей, трудовой сущности культуры. Классовая подоплёка культурных явлений была сформирована ещё Лениным, после чего транслировалась и тиражировалась всеми идеологами большевизма, имеющими к ней отношение. Подобный подход резко дифференцировал культуру на буржуазную и социалистическую. Первая, соответственно, клеймилась как реакционная, вторая – превозносилась как вершина творчества человека нового поколения. В перспективе подобное разделение привело к незаслуженному забвению, а порой и открытой враждебности к одним знаковым объектам культуры, и чрезмерному прославлению – других.
  2. Повышение всеобщей грамотности населения. Программа «ликбеза» была весьма прогрессивной. Она позволила за короткий срок существенно поднять уровень грамотности в традиционно аграрной стране, где он стабильно был одним из самых низких. Это привело к стабильному спросу на культурные ценности среди населения, сформировало предпосылки для развития «самой читающей нации в мире».
Надежда Крупская выступает с докладом о необходимости ликбеза
Надежда Крупская выступает с докладом о необходимости ликбеза

Какой была культурная жизнь в СССР

Чтобы попытаться охватить огромный массив культурной жизни Советских граждан, укажем наиболее характерные виды времяпровождения со смыслом.

Чтение

Потребность в чтении формировалась постепенно. Среди интеллигенции в наследство Советскому Союзу достались прекрасные писатели, поэты и «потребители» книжной культуры. В новом государстве поставили цель потянуть до этого уровня всех – рабочих, крестьян, всех тех, кто считался в дореволюционной России «серой массой». И если в 20-е 30-е годы книжная культура была распространена преимущественно среди представителей интеллектуальных профессий, то уже в 60-е годы начинается читательский бум.

Как читали в СССР
Как читали в СССР

На заметку! Издательства не справляются с растущим спросом, книги покупаются, достаются и меняются на ценные предметы. Редкие издания становятся драгоценностью, а литература, привезённая из-за границы в редких командировках, передаётся по наследству, как реликвия.

Читали все: дети, подростки, зрелые люди и глубокие старики. Система планового выпуска определённой книжной продукции старалась удовлетворить потребности любого читателя – благодаря этому серьёзные средства выделялись на печать детской литературы. Не обходилось и без перегибов – достойное произведение могло быть запрещено к печати из-за острых нежелательных вопросов, поставленных автором. Это породило феномен самиздата – подпольной печати и размножения на казённом оборудовании в нерабочее время экземпляров для избранных.

Трудно переоценить интерес советской публики и к периодическим изданиям. Ассортимент газет был не таким большим, как в капиталистических странах, а главное – газеты не конкурировали друг с другом за читателя. Существовало полуофициальное ранжирование периодических изданий. К примеру, главным, всесоюзным рупором страны была газета «Правда».

На заметку! Издания вроде «Комсомольской правды» или «Московского комсомольца» находились в иерархии на ступеньку ниже, впрочем, и официоза там было чуть меньше. Также была обширная сеть региональных газет разного масштаба (например, «Уральский рабочий»), где больше внимания уделялось местным новостям и событиям.

«Комсомольская правда»
«Комсомольская правда»

В СССР выпускалось большое количество журналов, посвящённых литературе (по жанрам), искусству, науке, технике, путешествиям. Регулярно издавались детские иллюстрированные журналы, а также юмористические (самый известный – «Крокодил»).

Радио и телевидение

Человек середины 20-го века зависел от радио не меньше, чем наш современник – от интернета. В условиях ограниченного набора ресурсов радио было универсальным поставщиком информационного продукта населению. По радио транслировались постановления правительственных съездов, обращения вождей к советскому народу, цитировались дискуссии, звучали звуки оперы и балета. Регулярно выходили выпуски новостей.

Радио в СССР
Радио в СССР

До широкого распространения телевидения (в СССР это примерно середина 70-х годов) радио было наиболее оперативным средством получить срочную информацию. Стоит ли говорить, что весь массив эфирной информации подвергался тщательной цензуре.

Постоянный дефицит и посредственное качество советских радиоприёмников в соединении с инженерной смекалкой и радиолюбительскими навыками приводило к модификации, усовершенствованию, а то и полностью самостоятельной сборке аппаратуры для приёма радиосигналов. Это давало возможность не совсем легально принимать зарубежные радиостанции, вещание которых на территории СССР было запрещено.

Телевидение привнесло в более-менее привычный звуковой ряд ещё и картинку. Впрочем, разнообразием советских зрителей не баловали – долгое время, почти до середины 80-х, телевизионные приёмники «ловили» максимум два канала – больше просто не было в эфире. Продукция отечественных предприятий тоже отставала от мировых стандартов. Первые модели при внушительных габаритах имели экранчик диагональю всего несколько сантиметров. Но и это было чудом.

Обратите внимание! В маленьких городах и сёлах владелец телевизора обладал особым статусом. В его доме могли собираться соседи для совместного просмотра телепередач.

У экранов телевизоров собирались семьями и не отрываясь смотрели прямые трансляции, новости, развлекательные передачи и телеспектакли
У экранов телевизоров собирались семьями и не отрываясь смотрели прямые трансляции, новости, развлекательные передачи и телеспектакли

Театр

Традиции русского театра в Советском Союзе были продолжены и приумножены. Разумеется, в период военного коммунизма театр существовал разве что в Москве и Петрограде, а в период Великой Отечественной преобладали театральные постановки с простым сюжетом и с возможностью показа в том числе на линии фронта перед бойцами. Зато в межвоенный период и после войны советская опера и драма дала стране выдающихся актёров и певцов.

Большой театр
Большой театр

Не был обойдён стороной и балет, который с особым изяществом исполнялся русскими, а позже – советскими балеринами. «Поход» в театр считался одним из высших проявлений культурной жизни, в нём всегда был призрачный оттенок богемности, столь несвойственной советском обществу.

На заметку. Балет «Лебединое озеро» Чайковского в последние годы существования СССР стал вестником перемен в «верхах» страны. Его показывали по телевидению перед похоронами Брежнева, Андропова и Черненко, а также во время августовского путча, чтобы не давать провокационные прямые репортажи и не накалять обстановку.

 

Цирк

Если театр воспринимался как развлечение «высшего света» (хотя билет могли купить все), то цирк был более народным, истинно пролетарским. Здесь не нужно было иметь определённый уровень подготовки – сиди, смотри, удивляйся, ахай, смейся. Богатая природа и сильная школа дрессуры делала зрелищными номера с участием животных – тигров, медведей, морских котиков, не говоря уже о котах и собаках.

Советский цирк
Советский цирк

Советские клоуны были любимцами детей, а акробаты и гимнасты приводили в восторг головокружительными трюками. Цирк был любимым развлечением советской детворы, которая просто «не доросла» до театра.

Танцы

Танцевальные вечера в СССР были особым явлением. От Москвы и Ленинграда до самых отдалённых рабочих посёлков танцы были способом разрядки и отдыха от напряжённых трудовых будней для миллионов женщин и мужчин. В летнее время танцы проводились на открытом воздухе, а зимой, в суровых условиях значительной части СССР – в сельских клубах и дворцах культуры. Музыка была простой, знакомой всем.

На танцевальном вечере можно было не только отдохнуть и развеяться, но и завести новые знакомства, а иногда и встретить свою вторую половинку.

В тяжёлые времена никакого дресс-кода не существовало – у людей рабочих посёлков просто не было вечерних платьев или костюмов. Бывало, что приходили и в валенках, и в ватных штанах, хотя всё же старались извернуться, как могли, например, одалживали комплект одежды у друзей, которые работали на смене.

Во время войны и сразу после неё танцы также имели место быть, однако мужской части на них катастрофически не хватало. Чтобы хоть как-то развлечь себя, женщины танцевали друг с другом.

Советская дискотека
Советская дискотека

И в городах, и в сёлах нередкой была ситуация, когда на танцплощадке разгорались нешуточные страсти среди выпивших посетителей. Доходило до драк. И если в городах драчунов разнимали или задерживали милиция и дружинники, то в сёлах потасовка иногда перерастала в сражение «стенка на стенку».

Кино

Распространение кино хронологически совпало со становлением молодого советского государства. Уже Ленин подметил огромную силу киноискусства в деле увлечения народных масс идеалами революции и коммунизма. В СССР 20-х годов активно велись эксперименты в области кино, однако уже в следующее десятилетие многообразие творческих наработок было сильно уменьшено.

Важно! По-настоящему массовыми были три жанра: историческое кино (с неизменным партийно-пролетарским контекстом), полотна из жизни трудового народа, а также комедии (также с преимущественным изображением простых рабочих и крестьян). В конце 30-х активно развивается кино на военную тематику с патриотическим уклоном.

Великая Отечественная война породила новый жанр фильмов, а тематика продолжила вдохновлять режиссёров вплоть до 80-х годов. Времена хрущёвской оттепели – «золотой век» советского кинематографа, время эпичных драм и искромётных комедий.

После войны во всех городах страны активно строились кинотеатры. Западное кино также иногда доходило до советских зрителей. Правда, в прокат попадали только идеологически выдержанные ленты. Поэтому основным продуктом всё равно был отечественный, а трудились над его производством несколько крупных киностудий.

После провозглашения перестройки кино становится тревожным и откровенным, в нём всё чаще ставятся вопросы, которые были закрыты до этого времени, используются новые приёмы, а вот финансирование резко падает. Это приводит к появлению в конце 80-х таких фильмов, как «советский сюр» – арт-хаусных произведений, снятых в чрезвычайно метафоричной манере.

Советская серая мышь — это культурный образ женщины, которую пытались представить как что-то идеальное
Советская серая мышь — это культурный образ женщины, которую пытались представить как что-то идеальное

На заметку. Советская цензура стояла на страже нравственности – была особая категория кинокартин, на которые не допускались дети до 16 лет. Правда, строгость этой запретительной системы компенсировалась сговорчивостью персонала. Хотя могло и не повезти. Многое зависело от дирекции кинотеатра. А иногда на афише и вовсе не было ограничительной надписи. Подростки валом валили на сеанс – но с горечью обнаруживали, что все самые интересные кадры вырезаны киномеханиками.

Соотношение материалов о советском и зарубежном кинематографе в ежегодниках «Экран»

Объем материалов о советском кино
Объем материалов о зарубежном кино
1965 г.
1975 г.
1985 г.
1990 г.

Выставки

В крупных городах можно было попасть на выставку искусства – такие устраивали музеи городского уровня, где были стоящие экспозиции. В Москве и Ленинграде можно было надеяться попасть на выставку современного искусства – в Советский Союз привозили даже работы Пабло Пикассо. Правда, в прессе культурное мероприятие обязательно оценивалось с идеологических позиций, задавая верный тон общественному мнению.

В крупных городах можно было попасть на выставку искусства
В крупных городах можно было попасть на выставку искусства

В категорию культурных событий можно отнести и выставки достижений народного хозяйства. Помимо скучных результатов о надоях и посевах, здесь можно было ознакомиться с передовыми разработками отечественной техники – разумеется, лишь той, которая не была засекречена.

Творческие вечера

Люди творческих профессий – художники, писатели, поэты – часто проводили вечера, посвящённые либо работам одного мастера, либо обмену «опытом» и мнениями о результатах деятельности друг друга. Такие творческие вечера никогда не бывали полностью закрытыми, хотя и не всегда освещались в прессе. При желании на них мог попасть любой человек.

Концерты

Музыкальные мероприятия были важной частью культурной жизни в СССР. Когда в 70-х годах начала формироваться современная эстрада, концертные выступления артистов и певцов, а также ВИА – вокально-инструментальных ансамблей – полюбились народу.

Широкую дорогу всегда давал народному творчеству – танцам, песням, игре на традиционных музыкальных инструментах. Партия и чиновники министерства культуры во все времена лояльно относились к творческим наработкам малых народов республик СССР – национальным танцам и костюмированным представлениям.

Дворцы культуры

Этот вид заведений возник именно при СССР. Дом культуры был порождён процессом воспитания человека новой формации. Обычно здесь сосредотачивалась вся культурная жизнь – от концертов приезжих артистов до кружков и секций по танцам, рисованию или игре на музыкальных инструментах.

Дворец культуры «Октябрь»
Дворец культуры «Октябрь»

Архитектурное планирование городов ставило целью дать свой дворец каждому району. Во многих населённых пунктах ДК приписывались к крупному предприятию, что отражалось в названии: ДК Металлургов, ДК шахты «Кировская» и т. п.

Рестораны

Посещение ресторана тоже входило в культурную программу типичного советского человека. Несмотря на грандиозные проекты систем общественного питания в 20-х – 30-х годах, большинство людей продолжали готовить и питаться дома. Доступный всем общепит воплотился в форме столовых, преимущественно ведомственных, то есть организованных на базе предприятия или государственной структуры.

Посещение ресторана тоже входило в культурную программу типичного советского человека
Посещение ресторана тоже входило в культурную программу типичного советского человека

На заметку! Ресторан же был словно из другой жизни. Здесь была иная обстановка, играла музыка, было эксклюзивное меню. Во многих ресторанах продавали алкоголь, хотя здесь и были ограничения, но их можно было легко обойти при условии знакомства с кем-то и персонала.

В результате средний советский рабочий или служащий шёл в ресторан как на праздник, надевая всё самое лучшее и прихватив полученную премию. Вот здесь и была та самая «богема», которую усердно искореняло партийное руководство в среде простых людей.

В некоторых ресторанах, особенно столичных, была барная стойка, что делало заведение вдвойне привлекательным, ведь баров и пабов в западном понимании этого слова в СССР не было. Здесь можно было разжиться не только выпивкой – в некоторых местах готовили знаменитый на весь район, а то и город кофе.

Рестораны, ведущие полуподпольную деятельность, существовали практически всегда. Сразу после войны здесь сытно кормили, а среди посетителей были те, кто готов был щедро платить, зачастую криминальный элемент. Довольно колоритно такой ресторан показан в кинофильме «Место встречи изменить нельзя».

В период перестройки после запрета алкоголя в некоторых ресторанах можно было разжиться спиртным – разумеется, только для знакомых или по повышенной ставке.

В советские времена нельзя было прийти в ресторан и выпить чашечку кофе с десертом — заказ обязательно должен был включать в себя несколько закусок, горячее и десерт
В советские времена нельзя было прийти в ресторан и выпить чашечку кофе с десертом — заказ обязательно должен был включать в себя несколько закусок, горячее и десерт

Это интересно. Знаменитым стало кафе при ресторане «Москва» в Ленинграде – его избрали местом тусовки представители творческого андеграунда. Называлось это кафе «Сайгон», а его имя вошло во множество песен советских и русских рокеров.

Квартирники и рок-концерты

Это явление последних лет существования СССР нельзя обойти стороной. Перестройка дала толчок развитию молодёжных движений. Железный занавес дал трещину – и модная музыка, хоть и с опозданием, но стала просачиваться в Союз.

Советский квартирник
Советский квартирник

Рок-концерты разительно отличались от эстрадной и народной музыки. Перестройка вскрыла настоящие интересы молодого поколения – на многих мероприятиях практически не было лиц старше 20 лет – в том числе и среди тех, кто выступал на сцене. Молодёжь быстро вошла во вкус неформального стиля и поведения – появились кожаные куртки, заклёпки, дикие причёски а-ля «ирокез». Музыкальные номера нередко заканчивались потасовками, и в дело вступала доблестная милиция.

Правда, получить разрешение на проведение массового концерта можно было не всегда, даже в либеральные 80-е. Тогда музыканты организовывали квартирник – мини-концерт для узкого круга, преимущественно в акустическом варианте. Конечно, аудитория здесь была ограничена, зато фанаты были все свои – самые-самые.

Квартирник, Москва, 1985 год
Квартирник, Москва, 1985 год

Денег за вход часто не брали – ценители творчества просто сбрасывались музыкантам «кто сколько может» для поддержания дальнейшей деятельности.

Культурная жизнь «верхушки»

Высшее партийное руководство страны работало даже во время участия в культурных мероприятиях. Для того чтобы представить степень вовлечённости в управление страной, можно вспомнить товарища Сталина. На физкультурном параде, при просмотре фильма или спектакля, при демонстрации результатов гражданской и военной промышленности – этот человек ни на миг не расслаблялся. С его смертью словно бы ушла в прошлое эпоха железных руководителей.

Сталин ни на миг не расслаблялся
Сталин ни на миг не расслаблялся

Уже Хрущёв был более «близким» и понятным простому человеку – любил вкусно покушать, искупаться и позагорать, отдохнуть в приятной обстановке. При этом особой любви к высокому искусству Хрущёв не испытывал – кукуруза и ракеты казались ему неизмеримо важнее.

Однако подлинным жизнелюбом среди генсеков оказался Леонид Брежнев. Как простой русский мужик, он обожал проводить свой досуг в бане, на охоте, а также при просмотре зарубежных фильмов во время закрытых показов на одной из многочисленных правительственных дач. Леонид Ильич, кстати, решил судьбу многих советских кинофильмов, которые хотели положить «на полку». Но Брежнев, прочувствовав задумку, давал команду – пустить в прокат – и фильм становился лидером проката.

Как известно, Леонид Ильич очень любил кино, и ему на дачу часто привозили новинки мирового и отечественного кинематографа
Как известно, Леонид Ильич очень любил кино, и ему на дачу часто привозили новинки мирового и отечественного кинематографа

На заметку. Известно, что Юрий Андропов – поначалу шеф КГБ, а потом и генсек после смерти Брежнева, холодная голова и стальная решимость – неплохо писал стихи. Он отвечал колкими эпиграммами на выпады свои давних друзей, и стихи не были лишены поэтической ценности.

Вопрос-ответ

Как оценивали культуру СССР в странах НАТО?

В Америке и Европе не так уж сильно интересовались советской культурой в её официальном проявлении. Намного больше интереса вызывали творческие люди, выехавшие из СССР и продолжавшие творить уже за рубежом. Правда, в самом Союзе о них после этого предпочитали не упоминать.

Что такое «самодеятельность»?

Так в СССР называли творческие коллективы непрофессионалов. Кружки самодеятельности (театр, пение, игра на музыкальных инструментах) часто организовывались при различных предприятиях, что поощрялось практически на всех уровнях.

Были ли положительные моменты у цензуры?

Цензура словно бы ставила мастерам задачу – выразить то, что они хотели, с помощью ограниченного набора средств. Это была непростая задача, и она закаляла писателей, поэтов и режиссёров. Это было что-то вроде интеллектуальной игры «кто кого переиграет» и работало на пользу таланту. Благодаря цензуре в СССР сформировался особый навык – умение читать между строк, вторым, а то и третьим смыслом, что также оттачивало ум, догадливость, проницательность.

Также смотрите: Великий рывок дорогой ценой: индустриализация и коллективизация в СССР. Кроме того, вас могут заинтересовать достижения СССР в науке.

Видео – Советская культура

Обсуждения:
  • Сергей Ответить

    Касаемо рок-музыки, она была очень популярна и до перестройки (1986). В 1987 — Прошел крупнейший фестиваль в СССР — это да, но тот же Ленинградский рок-клуб существовал с 1981 года, а сама музыка массово — с начала 70-х

    27 октября 2022
  • Иван Ответить

    На кино и литературу тратилось не мало денег, но часть на выходе получалась не очень интересная продукция.

    28 октября 2022
  • Алина Ответить

    Дворцы культуры и сейчас действуют в каждом городе. Наверное нет ни одного города, где бы они не остались.

    29 октября 2022
  • Иван Ответить

    В докомпьютерные времена кино и театр были практически вне конкуренции не только в СССР.

    05 ноября 2022