Как в СССР запрещали фильмы? Все о запрещенных советских фильмах

Время на чтение:
8 минут
1 836
Как в СССР запрещали фильмы

Кинематограф во времена СССР подвергался жёсткой цензуре. Процесс кинопроизводства контролировался на всех этапах от написания сценария до показов перед запуском фильмов в прокат.

На заметку! Изначально советское кино было направлено на выполнение пропагандистских функций, но очень скоро достигло планки кинематографического искусства.

Полочное кино

Важность кино в жизни общества была отмечена Лениным сразу после прихода большевиков к власти. В 1918 году в стране была образована Государственная комиссия по просвещению, которую возглавил Луначарский. Вместе с созданием системы образования она должна была заниматься и развитием кино. Ею были учреждены Московский и Петроградский кинокомитеты, по всей стране стали открываться кинотеатры.

Сотрудники Наркомата просвещения РСФСР. В центре – А. В. Луначарский, слева от него – Н. К. Крупская, справа – М. Н. Покровский. Фото нач. 1920-х гг.
Сотрудники Наркомата просвещения РСФСР. В центре – А. В. Луначарский, слева от него – Н. К. Крупская, справа – М. Н. Покровский. Фото нач. 1920-х гг.

Снятые в первые годы и в период Гражданской войны фильмы практически не подвергались цензуре. Сделать это было невозможно из-за того, что не была отлажена система проката и контроля. В 1919 году в стране был подписан Декрет о национализации кинематографа. Обязанности по контролю за ним были возложены на ведомство Луначарского.

Все фильмы, которые показывались в то время в стране, должны были проходить регистрацию в Наркомпросе. Даже в существовавших ещё на тот момент частных кинотеатрах можно было показывать только одобренные к прокату комиссией картины. В начале 20-х годов в стране появился первый репертуарный указатель. Вместе с ним был составлен и перечень запретных тем, которые нельзя было затрагивать в кино.

Запрещённые к показу фильмы кинокритики стали называть «полочными» из-за того, что их отправляли пылиться на полки, а не пускали в прокат. Многие из них так и не увидел зритель. Часть запрещённых фильмов с течением времени и в свете изменения политики КПСС с полок снимались и показывались зрителям. Некоторые фильмы, пролежавшие много лет на полке и возвращённые в прокат, получали тёплые отзывы кинокритиков и признание зрителей.

Соотношение материалов о советском и зарубежном кинематографе в ежегодниках «Экран»

Объем материалов о советском кино
Объем материалов о зарубежном кино
1965 г.
1975 г.
1985 г.
1990 г.

За что фильмы в СССР отправляли на полку

Во время перестройки была произведена ревизия полочных фильмов. Их оказалось более 200. Часть картин утратила свою актуальность и художественную ценность, а некоторые были признаны классикой советского кино и вошли в «золотой кинофонд» советского кино. Попасть на полку в СССР фильм мог по разным причинам.

Так в справке запрещённых к показу фильмов за 1940-1941 год указывались попавшие под запрет картины и причины их снятия с проката.

  1. «Гость» (режиссёр Минкин, сценарист Канторович) – за изображение в фильме советских людей простачками, которых легко обманывают японские шпионы.
  2. «Закон жизни» (режиссёр Столпер, сценарист Авдеенко) – за изображение в картине советских студентов людьми, спившимися и опустившимися, устраивающими пьяные оргии.
  3. «На дальней заставе» (режиссёры Константинов и Брюнчугин, сценарист Пученок) – за карикатурно показанную работу советских пограничников.
  4. «Галя» (режиссёр Кошеверова, сценарист Глаголина») – за неправильное отображение работы тыла в период войны с белофиннами.
Надежда Кошеверова
Надежда Кошеверова

Всего в период с 1940 по 1945 год было запрещено к прокату:

  • 1940 – 6 фильмов;
  • 1941 – 7 фильмов;
  • 1942 – 8 фильмов;
  • 1943 – 7 фильмов;
  • 1945 – 2 фильма.

На заметку! В числе запрещённых в этот период фильмов оказались «Преступление и наказание» и «Иван Грозный». Запрещали картины в СССР к прокату и во времена хрущевской оттепели, и брежневского застоя. Снят запрет на прокат с них был только во времена горбачёвской «перестройки».

Запрет «на излишнюю жизнерадостность»

С такой формулировкой попал под запрет в 1941 году хорошо известный всем любителям советского кино фильм «Сердца четырёх». Кинокомедия была снята на «Мосфильме» режиссёром Юдиным и одобрена худсоветом как бесспорная удача режиссёра в феврале 1941 года. В мае этого же года фильм был запрещён к показу за излишнюю радость. Снял его с проката Комитет по делам кинематографии. На экранах кинотеатров зритель увидел картину только в январе 1945 года.

«Сердца четырёх» — кинокомедия, снятая на студии «Мосфильм» в 1941 году режиссёром Константином Юдиным
«Сердца четырёх» — кинокомедия, снятая на студии «Мосфильм» в 1941 году режиссёром Константином Юдиным

Снятая Юдиным комедия имела огромный успех. Она попала в пятёрку кинокартин с самым большим кассовым сбором. В кинотеатрах фильм посмотрело более 19 миллионов человек. После смерти Сталина «Сердца четырёх» подверглись очередной цензуре. Из него были вырезаны кадры с изображения вождя. В 1988 году фильм был полностью восстановлен.

Запрет «за безыдейность»

Более 25 лет пролежала на полке комедия Эльдара Рязанова «Человек из ниоткуда». Фильм вышел на экраны весной 1961 года, а в ноябре он был изъят из проката «за безыдейность». Снятая Рязановым картина не понравилась главному идеологу страны Михаилу Андреевичу Суслову. Он выступил с разгромной критикой по её поводу на XXII съезде КПСС, после чего фильм отправили пылиться на полку.

На заметку! На Рязановым нависла угроза потери работы. Спас его после этого случая лауреат шести сталинских премий – Иван Пырьев. Будучи председателем Союза кинематографистов, он выбил для Рязанова бюджет для съёмок комедии «Гусарская баллада», которая имела большой успех. Это позволило Эльдару Александровичу удержаться в профессии.

Кутузовский проспект. Старший сержант милиции в исполнении Юрия Белова стоит на посту.
Герой Юрия Яковлева читает статью в газете о себе на Кутузовском проспекте, рядом с гостиницей «Украина»
Кадр из фильма Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» 1961 г.

Запрет «за неприглядную реалистичность деревенской жизни»

Почти 20 лет пылился на полке фильм Андрея Кончаловского про Асю Клячину, которая любила, да не вышла замуж. Картина была снята знаменитым режиссёром в 1966 году и даже получила разрешительное удостоверение цензуры. На экраны она не вышла из-за неприглядного изображения деревенской жизни.

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (другое название «Асино счастье»)
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (другое название «Асино счастье»)

Премьерный показ фильма состоялся в Доме кино лишь в декабре 1987 года. Кончаловский прилетел на него из США, где он плодотворно работал в те годы в Голливуде. Пролежавшая на полке 20 лет картина имела успех. Она получила признание не только зрителей, но и кинокритиков. Фильм был представлен на различных кинофестивалях, где был отмечен различными призами.

На всесоюзном кинофестивале в Баку картине был присуждён Главный приз. Её разрешили вывозить на заграничные показы. Известный кинокритик Лев Аннинский назвал фильм про Асю Клячину классикой советского кинематографа.

Запрет «за неверное отношение к Гражданской войне»

В 1967 году попал под запрет фильм режиссёра Александра Аскольдова «Комиссар». Над фильмом работал замечательный коллектив. Музыку к нему написал сам Альфред Шнитки. Главную роль в фильме исполнила Нона Мордюкова. Фильм не был принят критиками. Они назвали его «реквием по революционным идеалам».

Кадр из фильма «Комиссар»
Кадр из фильма «Комиссар»

Это был приговор картине. Её было приказано уничтожить, но одна копия чудом уцелела. О снятии всех запретов на показ фильма было объявлено в 1987 году на Московском международном фестивале. Впервые «Комиссара» показали на специальном просмотре, а затем выпустили ограниченным тиражом в прокат. Он с успехом демонстрировался на нескольких международных кинофестивалях.

Запрет «за антисоветчину»

Всего несколько дней побывала в прокате снятая в 1971 году картина Киры Муратовой «Долгие проводы», после чего была снята с показа во всех кинотеатрах страны. В 1971 году картина была признана читателями «Советского экрана» худшим фильмом года. Повторно на экраны «Долгие проводы» вышли лишь в 1987 году и сразу же получили большой приз на всесоюзном кинофестивале в Тбилиси и премию ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Локарно.

Запрет «за неадекватное обращение с темой войны»

Пятнадцать лет пролежала на полке картина Алексея Германа «Проверка на дорогах». Позже она была признана одним из лучших фильмов о войне. Режиссёр снял его в 33 года в 1971 году. Это была его дебютная картина. На экраны её было разрешено выпустить только в апреле 1986 года. В 1988 году Алексею Герману была вручена за «Проверку на дорогах» Государственная премия СССР.

Кадр из фильма «Проверка на дорогах»
Кадр из фильма «Проверка на дорогах»

Запрет «за побег актера за границу»

Драматичной оказалась судьба первого советского телевизионного мюзикла «31 июня». Он был снят знатоком балета Леонидом Квинихидзе. В качестве исполнителей главных ролей в фильме им были приглашены вместе с драматическими актёрами артисты балета. Это вызвало много вопросов в Гостелерадио.

Не понравились чиновникам и полупрозрачные наряды актрис, и музыка в стиле французской эстрады и американского кантри. Несмотря на это, фильм выпустили на телеэкраны в декабре 1978 года. Прозвучавшие в нём песни сразу же стали хитами. В августе 1979 года во время гастролей в США попросил политическое убежище артист балета Александр Годунов, сыгравший одну из ролей в фильме.

Музыкальный фильм-сказка «Тридцать первое июня»
Музыкальный фильм-сказка «Тридцать первое июня»

На заметку! После этого на «31 июня» был наложен запрет на показ. Он продлился 7 лет. В 1982 году во Францию уехал написавший музыку к фильму композитор Александр Зацепин. Это привело к тому, что цензоры стали придираться к его песням и находить в них разные подтексты. Отстали от фильма только в конце 80-х.

Запрет «за мрачность и безысходность»

В 1979 году по пьесе Вампилова «Утиная охота» был снят фильм «Отпуск в сентябре». Снял его режиссёр Виталий Мельников по своему сценарию. Ему удалось собрать в своей картине звёздный состав актёров. В фильме сыграли: Ирина Купченко, Наталья Гундарева, Юрий Богатырёв, Евгений Леонов и др.

«Отпуск в сентябре» — двухсерийный художественный драматический телефильм по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота»
«Отпуск в сентябре» — двухсерийный художественный драматический телефильм по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота»

Главную роль сорокалетнего Вити Зилова в фильме исполнил Олег Даль. По оценкам кинокритиков, она стала лучшей ролью в кинокарьере актёра. В год своего создания телевизионный фильм был запрещён к показу. На экраны его выпустили только в 1987 году. Олег Даль не дожил до этого времени. Премьера фильма состоялась после его смерти и имела огромный успех.

Запрет на зарубежное кино

Советская цензура с особой придирчивостью относилась не только к отечественному кино. Ещё более тщательно она относилась к отбору фильмов для проката иностранных кинематографистов. В список запрещённых к показу в СССР фильмов входили:

«Унесённые ветром» (США, 1940 г.)
«Гроздья гнева» (США, 1948 г.)
«Крестный отец» (США, 1972 г.)

После снятия запретов на показ они завоевали популярность у зрителей и имели бешеный успех.

Вопросы-ответы

Правда ли, что в СССР людям давали реальные сроки за просмотр запрещённых к показу фильмов?

После появления видеомагнитофонов многие советские граждане стали устраивать у себя в квартирах закрытые просмотры запрещённых в СССР картин. В основном это были зарубежные фильмы. Об этом милиции сообщали бдительные соседи. После чего людей за организацию закрытых показов запрещённых в СССР фильмов привлекали к уголовной ответственности.

Кто и почему запретил к показу в СССР «Крёстного отца»?

Запрет на показ фильма в СССР был наложен по настоянию МВД, которое усмотрело в нём подстрекательство советских граждан к жестокости.

Когда в СССР была введена цензура кино?

Цензура в кино была введена в декабре 1923 года.

За что запретили к показу фильм Эйзенштейна «Иван Грозный»?

Фильм Эйзенштейна «Иван Грозный» состоял из двух серий. Первая серия вышла в прокат в январе 1945 года и была одобрена самим Сталиным. Творческой группе была вручена за её съёмки Сталинская премия 1 степени. Во второй серии Сталин увидел нелестные параллели Ивана Грозного с собой, и она была запрещена к прокату. После этого запрета из проката была изъята и первая серия фильма.

Правда ли, что фильм «Интервенция» с участием Владимира Высоцкого был запрещён?

Правда. Фильм запретили к показу за комическое изображение в нём большевиков. Разрешили картину к показу только в 1987 году.

Также смотрите: Легковые автомобили СССР: как всю страну поставить «на колеса». Помимо того, вас наверняка заинтересуют республики, входящие в состав СССР.

Видео – Что запрещали в СССР

Обсуждения:
  • Анастасия Ответить

    А может и не зря некоторые фильмы запрещали. Сейчас свобода, при этом она не всегда идёт на пользу.

    01 ноября 2022
  • Иван Ответить

    Опытные режиссеры умели обходить запреты и говорить зрителям именно то, что хотели сказать.

    03 ноября 2022
  • Ольга Ответить

    Несмотря на запреты, все равно советское кино и сейчас считается образцовым, и до сих пор мы смотрим фильмы, которые не устаревают. Это о многом говорит.

    06 ноября 2022
  • Дарья Ответить

    Конечно же, запрещали и вырезали, но без этого, как сейчас уже понятно, просто нельзя. Сейчас в новых киношедеврах много чего хотелось бы вырезать или запретить, а те самые фильмы, в которых что-то там вырезали, смотрим и пересматриваем.

    07 ноября 2022